«На главную»

Рисовалкин рассказывает о художниках: Клод Моне

Claude_Monet_1899_NadarПытаясь запрыгнуть в последний вагон уходящего поезда, я представляю вашему вниманию очередную главу обучающей сказки про Рисовалкина и Калякину-Малякину. В этот раз они побеседуют с Сонечкой о творчестве Клода Моне. Сказка написана для проекта «Картинная галерея» в блоге «Учимся играя».

Клод Моне и «впечатление»

— Сонечка, ты почему такая задумчивая? – спросил Рисовалкин  у стоящей перед окном девочки.

— А я просто любуюсь видом из окна и думаю, — ответила девочка.

— О чём думаешь?

— О том, как красиво весной! Ещё недавно пустырь перед домом был скучным, голым и грязным, а теперь вон посмотри, какой он прекрасный! Расцвели дикие цветочки, и пустырь превратился в жёлто-зелёное поле, как будто сверху на него накинули сказочный ковёр.

— Как точно ты выразилась! – обрадовался человечек. – А вон, видишь, на жёлто-зелёном фоне ярко-красные пятна, как будто кто-то брызгал краской то тут, то там?

— А я знаю – это маки, мои любимые цветы, — кивнула Сонечка, — издалека их не разглядеть, вот и кажется, что это кто-то краской нарисовал. А ведь можно так нарисовать, правда, Рисовлкин?

— Конечно, можно, — кивнул человечек. – Я как раз и хотел тебе сегодня рассказать о творчестве одного художника, который рисовал пейзажи подобным образом.

— И мне, и мне расскажите, — услышали Сонечка с Рисовалкиным слегка писклявый голосок Калякиной-Малякиной. – Я даже помню, что такое пейзажи. Это картины, на которых нарисована природа.

— Молодец, Калякина-Малякина! — похвалили её Рисовалкин. – Что ж, девочки, устраивайтесь поудобнее. Сегодня я расскажу вам о художнике, которого звали Клод Моне.

— О, какое имя необычное! Клод Моне…- произнесла Калякина-Малякина.

Рисовалкин рассмеялся и начал свой рассказ:

— Имя тебе кажется необычным, потому что оно французское. Клод Моне родился во Франции в середине 19 века. Его отец был бакалейщиком, имел продуктовый магазинчик, и хотел, чтобы его сын пошёл по его стопам. Но Клод Моне ещё в юности заинтересовался живописью, сначала карикатурой, потом пейзажами. Родители не очень хотели, чтобы он становился художником, но особо препятствовать ему не стали. Моне уехал учиться Париж. Там, вместе с другими молодыми живописцами, искавшими новые пути и методы, Моне основал новое направление в живописи – импрессионизм.

— Импрессионизм? – переспросила Сонечка. – Расскажи, пожалуйста, подробней, что это такое.

— Слово «импрессионизм» произошло от французского  слова  impression — впечатление. Импрессионисты пытались рисовать природу и предметы не такими, какие они есть на самом деле, а такими, какими кажутся в данный момент, какое впечатление производят. Понятно?

— Нет, не совсем, — призналась девочка. – Разве дерево, цветок или дом не всегда одинаковое?

— Нет, не всегда, — покачал головой Рисоваокин. – Вот  скажи мне, как наше жёлто-зелёное поле будет выглядеть в сумерках, а в темноте, а когда идёт дождь? Будешь ли ты всегда видеть его таким же ярким и солнечным?

София задумалась, а потом ответила:

— Нет, не буду. Вечером цвета не будут так хорошо видны, как сейчас, а во время дождя вообще будут похожи на расплывчатые пятна.

— Даже утром, — добавил Рисовалкин, когда солнце только взошло, это поле будет выглядеть совсем по-другому. Я дам тебе задание: подходи к окну в разное время суток и любуйся на поле. Тогда ты поймёшь, как сильно влияет освещение на то, что ты видишь, на твоё впечатление от этого поля. Наблюдай и за другими предметами и природой вокруг тебя. Например, за ночной дорогой в обычный день, и когда идёт дождь.

— Хорошо, я буду это делать, — пообещала Сонечка.

— И я, — добавила Калякина-Малякина, которая всё это время внимательно слушала Рисовалкина.

— Клод Моне, — продолжил человечек, — часто рисовал одни и те же вещи в разное время суток, например собор в Руане или водяные лилии в своём саду. Смотря на эти картины, мы понимаем, как по-разному может видеть человек одни и те же предметы.Собор в Руане

Для того, чтобы девочки лучше поняли то, о чём он рассказывал, Рисовалкин показал им альбом с картинами Моне. Сонечка и Калякина-Малякина долго рассматривали те картины, о которых им рассказал Рисовалкин, сравнивали, чем похожи и чем отличаются нарисованные на них предметы и растения.

— Я хочу вам рассказать кое-что ещё о картинах Клода Моне, а именно – о его технике рисования. Моне рисовал свои картины крупными мазками чистых цветов, которые в законченном виде превращались в великолепный пейзаж. Совсем недавно мы с Сонечкой рассматривали цветущий пустырь. Мы не могли разглядеть каждого цветка в отдельности и говорили о том, что красные маки похожи на мазки краской. Если бы мы сейчас оказались с вами в музее и смогли рассмотреть поближе одну из картин Клода Моне, то увидели бы эти мазки. Но, даже рассматривая его картины в альбоме, мы понимаем, что художник не вырисовывал мелочи и детали. (Маша Костюченко приготовила большую подборку работ Моне, которую мы с Сонечкой и рассматривали).

— О, мне бы тоже хотелось попробовать так порисовать! – воскликнула Сонечка.

— И мне! – подскочила со своего места Калякина-Маляина. – Я тоже обожаю мазать кисточкой. Вот ты меня, Рисоввалкин, всегда за это ругаешь, а вон и Клод Моне так рисовал!

— Ты любишь мазать беспорядочно, а у Моне в результате его мазков получались прекрасные шедевры. Так что, сначала подумай, что тебе хочется нарисовать, а потом уже приступай к работе. Кстати, вы можете для начала выбрать одну из картин Клода Моне и нарисовать её.

— А я уже выбрала! – радостно сообщила Сонечка. – Вот эта картина мне очень понравилась. На ней столько ярких красок!

— Эта картина называется «Главная дорожка через сад», — сказал Рисовалкин. У Клода Моне был дом с прекрасным садом в Живерни, деревушке в 80 км от Парижа. Художник сам планировал свой сад так, чтобы для каждого времени  года в нём была своя цветовая гамма. В разные сезоны здесь цвели тюльпаны, нарциссы, сирень, ирисы, кстати, любимые цветы художника. После смерти художника за садом ухаживала дочь его жены, потом он пришёл в запустение. К счастью,  Академии изящных искусств занялась восстановлением сада, и теперь он открыт для туристов.

— Значит, я тоже смогу там побывать, если когда-нибудь поеду во Францию?! – спросила Сонечка.

— Конечно, и ты, и многие другие любители прекрасного, — кивнул Рисовалкин. – Ну а пока давайте изобразим это прекрасное на бумаге!Slide1

Я уговаривала Сонечку рисовать гуашью, но она очень хотела попробовать свои новые акварельные краски. Я не вмешивалась. Кстати, она сказала, что когда мы поедем в Париж в Диснейленд (она копит деньги на эту поездку), то сможем посетить сад Моне. Что ж, я не простив.

Кстати, мы уже с Сонечкой говорили о Моне и даже сравнивали его творчество с Винсентом Ван Гогом. В этой же статье есть ссылка на скачивание комплекта с заданиями «Маки».

Мария Шкурина

Читайте также:

Рисовалкин рассказывает о Васнецове.

Рисовалкин рассказывает о Саврасове.

Print Friendly, PDF & Email

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Нравится

Еще советую прочитать:

Сказка о том, как от Оленьки ушли книги
Сказка о ленивой пчёлке
Сказка для испанского дня

Желаете оставить комментарий?

(обязательно)

(обязательно)

(необязательно)

отменить

К записи оставлено 8 коммент.

  1. Как я люблю сказки про художников и рисование! Особенно когда в них вплетаются полезные сведения. (Единственное, что меня смутило, это слова — мазать кисточкой)))
    У Сонечки получилась замечательная дорожка!

    • Женечка, спасибо! На самом деле, это просто у Калякиной-Маляктной такой характер (не знаю, читала ли ты предыдущие сказки). Она любит рисовать быстро — именно калякать и мазать. Поэтому и употребила это слово, чтобы её характер передать. Не хорошо читается?

      • У Калякиной-Малякиной это нормально читается, а вот вверху слова Рисовалкина «как будто кто-то мазал краской» смущают. Такое пренебрежительное немного выражение. Может хоть брызнул краской или «мазки краски».

        • Всё, увидела. Ты права, исправила. Спасибо. 🙂

    В диком восторге!!! Очень познавательно, интересно. Спасибо-спасибо-спасибо!!!

    • Наташ, спасибо! Действительно, так понравилось?! Очень приятно Рисовалкину и компании! 🙂

    Понравилась сказка ее легкостью для восприятия и информативностью. Именно с этой сказки мы с малышом и начнем изучения творчества Клода Моне. Спасибо!

    • Спасибо, Наталья. Жалко, что не не удалось полноценно участвовать в проекте Маши и придумать такие сказки про каждого художника.