«На главную»

Рисовалкин рассказывает о художниках: Саврасов

СаврасовВот наконец-то у меня дошли руки написать историю о том, как Рисовалкин и Калякина-Малякина рассказывали Софии о Саврасове. Напоминаю, что эта обучающая сказка написана для проекта «Картинная галерея» в блоге «Учимся играя».

Русская весна в картинах Саврасова

За окном стоял погожий мартовский денёк, солнышко заглядывало в окно и наполняло всю комнату светом. Сонечке захотелось взять кисти и краски и нарисовать этот замечательный день. Тут она вспомнила о своих друзьях с книжной полки и решила поделиться с ними хорошим настроением. Рисовалкин и Калякина-Малякина сидели на книжной полке, свесив ножки, и о чём-то болтали.

— О, привет, Сонечка! – обрадовался человечек, увидев девочку.

— Друзья, там такая весна! Пошлите её рисовать!

— Рисовать, рисовать! Я тоже хочу рисовать! – обрадовано запрыгала Калякина-Малякина.

— Девочки, я с вами с удовольствием порисую, но давайте сначала я расскажу вам об одном русском художнике, который очень любил рисовать весну.

— Расскажи, пожалуйста, мне очень интересно будет послушать тебя, — попросила Сонечка.

— Звали этого художника Алексей Саврасов. Он родился и жил в России в середине 19 века и рисовал пейзажи русской природы, — начал свой рассказ Рисовалкин.

— А что такое пейзаж? – спросила Калякина-Малякина.

— Пейзаж – это один из жанров живописи (рисования), — ответил ей человечек.

— Ничего не поняла! Жанр, пейзаж! Какие-то заморские слова! – наморщила носик его подружка, так что Сонечка рассмеялась над её смешной рожицей.

— Сейчас я вам объясню попроще. Жанр живописи – это разновидность живописи. Их есть несколько. Возможно, какие-то жанры вы уже знаете. Например, портрет.

— Я знаю, что такое портрет, — сказала София. – Это когда на картине нарисован человек. Мы как-то с мамой устраивали выставку портретов, которые я рисовала.

— Правильно, — кивнул Рисовалкин. – А пейзаж – это такой жанр живописи, когда на картине нарисована природа: луга, поля, леса, горы. Понятно?

София и Калякина-Малякина кивнули.

— А слова эти, кстати, действительно иностранные, французские. Многие из слов, которые мы употребляем в искусстве пришли к нам из Франции, родины многих известных художников и направлений в искусстве. Давайте-ка, я сейчас покажу вам картины Саврасова. (здесь мы с Сонечкой посмотрели презентацию картин, подготовленную Машей Костюченко).

После того, как друзья посмотрели картины художника в толстом альбоме, Рисовалкин спросил у девочек:

— Ну как, вам понравилось? Вы заметили что-нибудь интересное?

— Да, — ответила София. – Многие картины чем-то похожи. Наверно, на них изображено одно и тоже время года.

— Ты права, это март месяц, начало весны. Самое любимое время года Саврасова. Когда тает снег, бегут ручьи, просыпаются подснежники и возвращаются первые перелётные птицы. Редко кто из художников изображает на картинах это время. Обычно все рисуют май, когда всё вокруг в цвету.

Затем Рисовалкин снова полистал страницы альбома и наконец-то найдя то, что искал,   обратился к Сонечке и Калякиной-Малякиной:

— Я хочу, чтобы с одной из картин Саврасова мы с вами познакомились отдельно. Это его самая известная картина. Называется «Грачи прилетели».  Что вы видите на картине, девочки?рисовалкин и грачи

— Я вижу домики,  старые, и здание с крестиком. Наверно, это церковь, — ответила Сонечка. – Снег грязный, лужи. А ещё я вижу деревья без листьев, гнёзда на них, и чёрных птиц, которые летают вокруг.

— Эти птицы, грачи, которые только что вернулись из тёплых краёв и вьют гнёзда, — объяснил Рисовалкин. – Сейчас я дам вам одно небольшое задание. Я прочту вам два стихотворения о весне, и вы скажите, в каком из них говорится о том же самом весеннем месяце, что нарисован на этой картине.

София и Калякина-Малякина приготовились внимательно его слушать.

Рисовалкин раскрыл маленькую книжечку, которую держал в руках, и прочёл из неё вот эти два стихотворения:

Стихи о весне

Снег теперь уже не тот –

Потемнел он в поле,

На озёрах треснул лёд,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей,

Небо стало выше,

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Всё чернее с каждым днём

Стёжки и дорожки,

И на вербах серебром

Светятся серёжки.

Разбегайтеся, ручьи!

Растекайтесь, лужи!

Вылезайте, муравьи,

После зимней стужи!

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник,

Стали птицы песни петь,

И расцвёл подснежник.

(С. Маршак)

    Черёмуха

Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черёмуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.

(С. Есенин)

Калякина-Малякина задумалась, а вот Сонечка сразу поняла:

— В первом стихотворении! – воскликнула она. – Там и про грязный снег, и про подснежники, и про лёд , который тает. Начало весны, март. Как ты и говорил нам.

— Молодец! Март, природа просыпается после зимней спячки, как в картинах Саврасова, – похвалил её Рисовалкин. – А во втором стихотворении, о каком месяц говорится?

Девочки не знали, что ему ответить.

— В этом стихотворении мы читаем про черёмуху, которая расцвела весной. Белая, душистая черёмуха. Она обычно цветёт в конце мая. Там уже давно снег растаял, деревья и кусты покрылись сочной зелёной листвой, и у наших грачей вылупились птенцы, они пищат и раскрывают клювики, и их мамы и папы пытаются прокормить малышей.

— Рисовалкин, как ты всё интересно рассказываешь, и сколько всего замечаешь и в картинах, и в стихах, даже того, чего сразу и не разглядишь, — сказала Сонечка.

— Спасибо, — поблагодарил её человечек.

— Ну, давайте же уже рисовать! – попросила Калякина-Малякина. – А то вы всё болтаете и болтаете.

— Что ж, самое время. Возьмём бумагу, краски гуашь и примемся за дело. Кстати, вы знаете, что Саврасов, как и другие художники рисовал свои картины не гуашью и не акварельными красками?

— А чем? – удивились девочки.

— Масляными красками. Эти краски изготавливаются на основе льняного масла, — ответил Рисовалкин. – Да и рисуют масляными красками не на бумаге, а на холсте. Холст этот плотный материал из льняных, хлопчатых, джутовых или конопляных волокон.

— А почему мы не можем рисовать на материале? – спросила Калякина-Малякина.

— Не всё так просто, — объяснил Рисовалкин. – Нужно знать, как работать с холстом и масляными красками. Существует своя техника подготовки холста к работе. Этому можно научиться, но не сразу. Давайте сейчас рисовать, как можем. Главное, чтобы мы с вами получали удовольствие от того, что делаем.

Маленькие человечки и Сонечка вооружились кисточками и стали рисовать свою весну, а солнечные лучики плясали по стенам комнаты.

Мы же с Сонечкой попытались нарисовать «Граче». Мне кажется, что у моей дочки получилось ничуть не хуже чем у меня. Ещё несколько лет и мне её не догнать. Особенно, если учитывать, что в рисовании я ноль. наши грачи

Мария Шкурина

Print Friendly

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Еще советую прочитать:

Сказка про дом, который любил чистоту и уют
Сказка про тролля
Бу ищет друзей.

Желаете оставить комментарий?

(обязательно)

(обязательно)

(необязательно)

Не забудьте про анти-спам!!! *

К записи оставлено 9 коммент.

    У вас обеих купол храма в одну сторону наклонён ))) а Сонин рисунок слева?)))))))))))

      Пока что справа, но это ненадолго. 😉 О, и правда, купол наклонён.

    Очень интересно! Машенька, с таким сюжетом надо мультики снимать! А картины у вас замечательные и почти не отличаются :)

      Вот я и говорю, что скоро и не отличишь. А мультик точно мог бы получится. Развивающий.

    Очень понравилось! Прочитала сейчас с большим интересом! Распечатаю и детенышу почитаю )) Спасибо! )))
    А «Граче» отличные у вас прилетели )))

      Елена, спасибо!

    Машенька, как же здорово то!!!! Кстати да, Юля права, купол храма наклонен и обеих в сторону одну ))

    Захватывающе! Сама с удовольствием виртуально присутствовала на вашем занятии. Действительно, великолепный сюжет для мультика)))

      Наташ, спасибо! Буду теперь мечтать о мультике. :-)