Мне кажется, что воспитание детей никогда не было столь интересным и приятным занятием, как сейчас. Нет, конечно, родители всегда любили своих детей и заботились о них. Просто раньше методы воспитания больше походило на дрессировку, капризы детей «лечили» наказанием, сейчас же их «лечат» сказками. Термин сказкотерапия появился в отечественной психологии около 2-х десятков лет назад, и сейчас детские психологи-практики вполне успешно лечат сказками психологические расстройства гораздо серьезнее, чем «нежелание чистить зубы».
Самое интересное это то, что многие мамы и бабушки применяли сказкотерапию на практике пожалуй веками, не задумываясь о научной подоплёке. Да и меня саму, как маму, конечно же больше интересует этот аспект сказкотерапии. А именно – лечение капризов моего ребенка с помощью сказки. Назову это «маминой сказкотерапией», посколько я естественна далека от психологов-профессионалов, зато любви и желания воспитать своего ребенка счастливым и свободным духом человеком хоть отбавляй. Мы с мужем сознательно отказались от такого «воспитательного метода», как наказание. Как же еще можно повлиять на маленького человечка, которому и 3-х лет-то нет? Разговоры разговаривать? Вряд ли ребенок в этом возрасте сможет долго слушать поучительные разглагольствования своих родителей. А вот сказка – это как раз то, что надо! Язык сказки гораздо более понятен маленькому человеку, и родители могут использовать сказку для того, что донести до малыша необходимую информацию, которая поможет откорректировать его поведение и научит тому, что хорошо, а что плохо, что нравственно, а что нет. Это останется с ребенком на всю жизнь, причем без давления со стороны родителей, помогая ему сохранить свой независимый дух.
Существует несколько способов сказкотерапии, которые могут применять мамы и папы для «лечения капризов» своего малыша. Первый – рассказывать ребенку сказки, героями которых являются другие дети. Обычно главный герой наделен тем недостатком, который вы бы хотели подкорректировать, например жадничает, не хочет засыпать, бьёт других детей. Это не обязательно должен быть недостаток, возможно это такая проблема, как боязнь темноты или нежелание оставаться без мамы. В ходе сказки герой, попадая в приключения, учится преодолевать свои страхи, или исправляет свое поведение. Второй способ очень похож на первый, только героями сказок являются животные, наделенные человеческими качествами. Некоторые психологи рекомендуют использовать именно этот метод. Я использую и тот, и другой, и оба они показали свою действенность на практике. Правда мне самой больше нравится вкладывать в сказки с животными познавательный смысл, изучать вместе с ребенком окружающую среду и причинно-следственные связи. В таких сказках я рассказываю о том, как растет морковь, или о том, что можно больно обжечься, если потрогать огонь. Последний способ это тот, когда вы делаете своего ребенка героем сказок и наделяете его теми качествами, которые хотели бы привить своему малышу. Вы рассказывает о мальчике Ване, который защищал слабых или о девочке Тане, которая хорошо кушала и маму слушала Я думаю, что каждый родитель методом проб и ошибок поймет, какой способ больше всего подойдет его малышу.
Желаю Вам успехов в «маминой сказкотерпии»! Очень хотелось, чтобы вы поделились со мной и другими читателями блога своим опытом. Обещаю Вам, что это не последняя статья на тему сказкотерапии, тем более, что она меня очень интересует
Мария Шкурина
Мария, очень интересно о сказкотерапии — обязательно вернусь к вам почитать подробно. А пока хочу сказать, что вы можете перенять эстафету по книгам у меня. Я опубликую свой пост завтра и сделаю ссылку на вас, если хотите продолжить эстафету.
Машунь, сказкотерапией нас с сестрой еще прабабушки лечили, а теперь и я свою дочку В наших сказках дочка сама героиня, только зовут её не Светлана, а Лана. Вроде и про дочку, а вроде и нет, потому и не обидно, если вдруг ребёнок свои черты характера увидит ))
А моя особо не хочет называть героев своим именем
Маша, благодаря твоему блогу я серьезно задумалась о том, что маминых сказок в нашей с сыном жизни маловато. А он благодарный слушатель, книжки, аудиосказки, мультики — все это очень любит. И сам рассказывает, озвучивает очень классно свои игры, я только наводящие вопросы в основном задаю Не знаю, дано ли мне, но постараюсь вдохновиться твоими примерами и исправить ситуацию.
Кстати, а что ты делаешь, если Соня хочет сама продолжить сказку? И уходит далеко-далеко от твоей терапевтической цели? Бывает такое?
Алла, я думаю, что не так важно мамины сказки или нет, главное, чтобы сказки были в жизни ребенка. Не все ведь мамы любят или умеют придумывать сказки. Так почему бы не воспользоваться уже существующими? И терапевтических сказок можно найти сколько угодно, и в интернете, и в книжном варианте.
Сонечка, кстати, меня никогда не перебивает, слушает внимательно. Вначале мы обычно вместе выясняем несколько деталей про героев, изредка бывает, что ей что-то не понравится по ходу, так я сразу же это меняю. Если бы она стала фантазировать и менять сюжет, я бы ей это позволила и отложила бы терапевтическую сказку на другой раз. А вообще она обычно сочиняет свои сказки, когда играет. Чаще всего это микс из моих же сказок, плюс события происходящие в нашей жизни. Иногда очень смешно получается Бывает, прошу придумать сказку для меня, но она не часто соглашается.
Вот и у нас тоже маловато….
А надо бы. Потому что именно сейчас слов обычных не хватает. Капризы просто захлестывают дом. И ду читать и брать пример. Спасибо, что пришли в нашу жизнь!
Жанна, у нас был период детских истерик, который слава Богу, уже прошел. К счастью, он был не очень долгий, и помогали мне бороться с истериками именно сказки, вот здесь я об этом писала http://wp.me/p1runW-5Y А при капризах, сказкотерапия — самое то.
В моем детстве был период, когда я сама сочиняла сказки, в основном сюжеты и герои брала из знакомых сказок — перессказ на свой лад. А вот сейчас подрастеряла этот дар), будем вспоминать.
У нас, кстати обращение с просьбами к сыну от имени игрушек более действенны, чем от родителей) Может быть и сочененные сказки про животных будут пользоваться успехом.