Летом 1862 года оксфордский математик Чарлз Лютвидж Доджсон катался на лодке по речушке Айсис, притоку Темзы, в обществе своего друга и коллеги Робинсона Дакворта и трёх девочек Лиделл. В тот день десятилетняя Алиса попросила Доджсона рассказать ему сказку, в которой было бы «побольше чепухи». Доджсон на ходу стал придумывать удивительную историю, которую после пообещал записать в подарок для Алисы. В тот день родился на свет один из самых известных детских писателей Льюис Кэрролл и его необыкновенные приключения «Алиса в Стране Чудес» и «Алиса в Зазеркалье».
Именно так и появляются на свет самые лучшие детские сказки. Они сочиняются мамами, папами, бабушками или добрыми дядюшками для детей, и порой только через очень много летом издаются на бумаге. Самые лучшие детские сказки не пишутся для того, чтобы принести прибыль своему автору или стать мировыми бестселлерами. Даже если это и происходит, так это только потому, что написаны они от всего сердце, того, что повзрослев, не очерствело, а так и осталось сердцем ребенка. Ведь только человек с добрым сердцем и чистой душой сможет сочинить сказку так, словно он смотрит на происходящие в ней события глазами ребенка. Помните слова Антуана де Сент-Экзюпери о том, что все взрослые когда-то были детьми?
Таким ребенком, видимо, на всю жизнь и осталась шведская писательница Астрид Линдгрен, любимая многими поколениями детей. Ведь и она придумала свою первую сказку про Пеппи-Длинный чулок для своей дочки Карин, которая, тяжело заболев, провела в постели несколько месяцев. Именно Карин попросила маму придумать сказку про девочку со странным именем, в которую Астрид Линдгрен вложила всю свою любовь к дочери, а также свои радикальные для того времени идеи о воспитании детей.
Не меньшим ребенком в душе, по-моему, был профессиональный драматург и автор известных детективов Алан Александр Милн. Он вовлек всех членов семьи в придумывание историй о любимом плюшевом мишке своего сына Кристофера Робина. По мере появления в доме новых игрушек, история обрастала новыми героями и новыми приключениями. Не удивительно, что из всех книг литератора именно «Вини-Пух и все-все-все» является самой известной и самой любимой.
Недавно я открыла для себя еще одну необыкновенную историю, написанную папой для своего сына. Вначале это была даже и не книга, а просто письма папы к сыну, в которых он описывал фантастические приключения. Этим папой был Булат Окуджава, а книга называется «Прелестные приключения». Удивительно, что маленькие и взрослые читатели со всего мира уже давно знакомы с Доброй Змеёй, Крэг Кутенейским Бараном и Доброй Змеёй, а у нас она была издана всего несколько лет назад. Для меня эта книга стала настоящим символом детской сказки, такой сказки, как мог бы рассказать её сам ребенок. Сказки, в которой возможно все, где фантазии нет предела, где царит только добро. Сказки, созданной человеком с чистой душой и любящим сердцем.
Мария Шкурина
Машенька, как ты права: самые лучшие произведения и для детей, и для взрослых именно те, что написаны с любовью, в которых есть кусочек души автора.
И именно такие остаются на века!
Думаю, хорошим детским писателем может стать только тот, кто по-настоящему любит детей и интересуется ими.
Наверно поэтому ими обычно и становятся родители, которые сначала придумывают сказки для своих детей.
Знаешь, а мне очень запал в душу рассказ про одного молодого учителя младших классов, у которого ещё не было своих детей, но он очень уважал и любил своих учеников и у него выходили очень душевные детские книжки. («A Love for Life» by Penny Hancock). Думаешь, это исключение?
Думаю не исключение 🙂 Не важно есть у тебя свои дети или нет, главное — искренне любить детей, видеть их внутренний мир, понимать их заботы и радости. Ну и, конечно, очень важно самому оставаться в душе ребёнком, уметь радоваться мелочам, мечтать и верить в хорошее. Если при этом ещё и обладать писательским талантом, то тогда на свет могут появится замечательные детские книги. Мне кажется, что дети легко распознают фальшь и на интуитивном уровне могут почувствовать с какой целью и какими чувствами была написана книга.
А книгу эту уже положила к себе в корзинку на озоне, интересно почитать.
Ах, увидела картинку с озорной мордашкой Пеппи и сердце защимило: именно в таком оформлении у меня была в детстве эта книга! Я читала ее ну-у-у, раз в месяц обязательно. А потом отдала кому-то почитать и…
Спасибо за статью, очень интересно! Я и не знала, что Линдгрен сочинила эту повесть по просьбе своей больной дочурки.
И у меня была в этом оформлении, поэтому и выбрала эту картинку. Она, наверно, ещё лежит где-то дома у родителей. 🙂 Читая про сказки, я встречаю много интересных фактов об их создании, вот и захотелось об этом рассказать. Сама про Линдгрен мало знала, прочла несколько статей и восхитилась ей ещё раз.
Сказка без ребенка внутри у автора вряд ли возможна. Про Астрид Линдгрен я слушала небольшой рассказ известной переводчицы Лилианны Лунгиной. По ее впечатлению та была абсолютнейшим ребенком: попав в московский троллебус скакала в нем как девченка и это было прекрасно и заразительно 🙂 А Джанни Родари вообще использовал игровой подход к сочинительству, о чем и пишет в своей книге про истоки фантазии.
Катя, согласна. Нельзя писать детские сказки, смотря на мир глазами взрослого. Кстати, идеи Линдгрен о воспитании детей были достаточно революционными в своё время. Удивительно, как столько всего смогло уместиться в одном человеке! А про Родари я что-то совсем забыла. Было бы интересно прочитать о нём.
Маша, ты все замечательно написала! Самые прекрасные произведения рождаются от любви к детям, а не от любви к славе. Отличные примеры! В Америке детские книги поставлены на промышлевнную основу, не все, конечно. Но жажда заработка частенько толкает фрафоманов брать разные курсы «Детская книга за 20 шагов». Важнее сначала сделать хотя бы 20 шагов к любви в своем сердце:)
Хотя,порой даже талантливые книги бродят очень много лет от издателя к издателю, пока их не прочтет человек, знающий больше, нежели «20 шагов к печати», и умеющий слышать в себе ребенка.
Ира, я вот только сегодня выбирала книги дочке и читала биографии некоторых современных писателей. Авторы действительно хороших детских книг, которые хвалят родители, тоже начинали с того, что рассказывали сказки своим детям и внукам. Это ещё одно подтверждение того, о чём я говорю в статье.
Кстати, мне бы сейчас пройти такой курс про 20 шагов к печати. 🙂
Если бы все было так просто:) Твои таланты будут замечены, ты делаешь все правильные шаги к успеху! Я прочла несколько статей на эту тему, так как вдохновилась на новый творческий проект. Но все эти советы ерунда, главное — гореть и вкладывать всю душу в то, что пишешь! А ты творишь именно так, дорогая наша сказочница.
Ирочка, спасибо! Ты знаешь, что меня твои слова воодушевляют и вдохновляют на дальнейшее творчество!
Мария, я в тебя очень верю!