А вот и очередная сказка для проекта «Игрушки стран мира». В этот раз её герои Спейбл и Гурвинек, чешские марионетки. Прежде чем прочесть сказку, я бы посоветовала вам познакомиться с её героями по статье Марии Костюченко.
Волшебный ключик
— Внимание, внимание, начинаем наше представление!
Так обычно каждую субботу в пять часов вечера начинаются представления театра кукол в Городе Игрушек. Главные в этом театре — небезызвестные Спейбл и Гурвинек. Да-да, те самые, которых придумал пан Скупа. Все думают, что они пылятся в музее, а нет – они живут себе припеваючи в Городе Игрушек и по субботам дают представления. А кто же тогда в музее? Это нам неизвестно, ведь мир кукольного театра связан с большим количеством тайн и превращений, которые нам никогда не разгадать.
Сегодня в программе спектакль под названием «Волшебный ключик». Спейбл и Гурвинек утверждают, что он основан на реальной истории, которая когда-то с ними произошла. А дело было так:
Кукольник Йозеф Скупа со своими куклами как-то давал представление на ярмарке в одном небольшом чешском городке, построенном в предместьях великолепного средневекового замка.
На круглой, вымощенной камнем площади были установлены лотки, полные сувениров и сладостей, возведена сцена. Посередине площади возвышалась нарядная карусель, к которой выстроилась очередь из возбуждённых ребятишек. Отовсюду раздавался шум и крики, смех детей. В воздухе витал аромат медовых пряников и кнедликов со сливами. На пороге трактира стоял его румяный хозяин в белоснежном фартуке, зазывая всех на сытный гуляш, горячую похлёбку и сосиски с тушёной капустой. То, что надо в такой морозный день!
Но нет, трактир может и подождать. Все спешили к сцене, где разыгрывал представление Йозеф Скупа. Дети были в восторге, женщины повизгивали от удовольствия, даже мужчины не могли сдержать смех. Там, перед всеми выступали глупый папаша Спейбл и его умный сынок Гурвинек. Зрители не могли оторвать глаз от рук актёра. Он творил чудеса. Казалось, что куклы в его руках живые. Если бы не тонкие нити, тянувшиеся к кресту, толпа бы поверила в это. Но нет, этот артист – он просто волшебник, это он заставляет кукол в своих руках оживать.
Так думала толпа. И только один человек в этой толпе знал правду. Звали его Гилберт Гневса. Он был новичком в этом городе, недавно приехал сюда и открыл швейную мастерскую. Пан Гневса был высокий и толстый, с длинной бородой. Многие побаивались его, уж очень злой был у него взгляд. Ему как нельзя лучше подходила его фамилия, ведь Гневса с чешского переводится, как «злобный». Никто в городе не знал, чем он раньше занимался, и каково его настоящее имя. А ведь он был ни кто иной, как бывший владелец театра кукол по имени Карабас Барабас.
Так вот, Карабас, вернее Гилберт Гневса возбуждённо потирал руки, приговаривая: «Уж я-то тебя раскусил, актёришка, уж я-то раскусил». Гилберту, как бывшему кукловоду было ясно, что Йозеф Скупа – прекрасный артист, ловко изображающий из себя кукловода, но куклы-то у него и впрямь живые. Это Гилберт знал, поскольку ни раз видел живых кукол в своей жизни. Каким образом удалось Йозефу оживить кукол – неизвестно. Да и неважно это было для Гилберта Гневса. Единственное, что его интересовало – завладеть этими куклами, и тогда уж он покажет всем этим людишкам, он заработает состояние на этих куклах. Гилберт уже представил себе дождь из золотых крон, сыплющихся ему на голову.
Йозеф закончил представление, поклонился и ушёл за сцену, в маленький сарайчик, отведённый ему под гримёрку.
— Надоело мне изображать из себя дурачка, — проворчал папаша Спейбл, как только дверь за ними затворилась.
— А кого бы ты хотел играть? – спросил Йозеф, нежно отвязывая нити от рук куклы.
— Какого-нибудь героя, защищающего родную землю от врагов или хотя бы рыцаря, спасающего красавицу! – ответил Спейбл.
— Папаша Спейбл, но ведь зрители не хотят видеть тебя героем! Они привыкли, что ты глупый папаша Спейбл, веселящий их своими промахами, — произнёс Гурвинек.
— Вот в том-то и дело, что привыкли, — проворчал Спейбл.
— Ну, хорошо, хорошо, не сердись. Я попытаюсь придумать что-нибудь для тебя, напишу новый спектакль, где ты обязательно отличишься, — пообещал Йозеф. – Ну а теперь быстро в сундук, нас ждёт долгая дорога. Завтра у нас представление в другом городе. Надеюсь, что снег не пойдёт.
Не успел Йозеф сложить реквизит в сундук, как в дверях перед ним возник огромный бородатый человек, он был почти в два раза больше Йозефа. Как вы уже догадались, это был Гилберт Гневса. Он взял Йозефа за грудки, приподнял над полом и загремел своим голосом:
— Ну-ка, актёришка, раскрывай свою тайну!
— Какую тайну? Я не пойму о чём вы говорите, — спокойно произнёс Йозеф, не обращая внимания, что его ноги болтаются над землёй.
— Про твоих живых кукол! Думаешь, я ничего не понял! Тебе меня не провести! – прорычал злодей. — Где они?
Он швырнул кукольника в угол каморки, а сам стал оглядываться по сторонам. Тут он приметил сундук с реквизитом. Гилберт ринулся к сундуку, откинул крышку и стал выбрасывать из неё кукол.
— Это что ещё такое?! – орал он в бешенстве. – А где живые куклы? Мне не нужны эти деревяшки!
— У меня никогда не было живых кукол, — невозмутимо произнёс Йозеф. Вы ошиблись. Я актёр, кукловод.
— Нет, ты меня не проведёшь! – Гилберт Гневса стал метаться по комнатке, потом выскочил за дверь, подперев её с другой стороны несколькими ящиками, чтобы Йозеф не смог выбраться.
Кукольник не знал, куда отправился злодей и как скоро он вернётся, поэтому действовать надо было быстро. Он снял со своей шеи верёвочку с маленьким золотым ключиком на ней. Поднял с пола куклу папаши Спейбла, вставил ключик в крошечное отверстие ниже затылка куклы и повернул три раза против часовой стрелки. Кукла ожила. Тоже самое он проделал и с Гурвинеком.
— Так, друзья! Нам надо выбираться из этой истории. Не знаю, как этому человеку удалось нас разгадать, но он очень опасен, — произнес Йозеф.
Хорошо он подпёр дверь, — сказал Гурвинек, после того, как несколько раз предпринял попытку толкнуть дверь.
— Нет, дверь мы не откроем, даже если все вместе попробуем на неё налечь.
— С этой стороны не откроем, а с другой можем, — произнёс папаша Спейбл.
— Что ты имеешь в виду, Спейбл? – спросил кукольник.
Спейбл кивком головы указал на маленькое окошко почти под потолком, откуда свет попадал в комнатку.
— Ну, Спейбл, ни один из нас туда не пролезет, — покачал головой Гурвинек.
— Мы нет, а вот Жерека сможет, — ответил папаша Спейбл.
— Спейбл, какой же ты умный! Обещаю, если мы отсюда выберемся, я напишу для тебя роль героя, — пообещал Йозеф.
Он достал из сундука собачку-марионетку по имени Жерека. Три поворота ключа и она ожила, стала почти как настоящая. Йозеф Скупа объяснил Жереке в чём дело, подвинул к окошку сундук, взобрался на него и приподнял собачку. Жерека с лёгкостью поместилась в маленькое окошко. Уже через минуту друзья услышали весёлый лай собачки и детские голоса. Йозеф слышал, как дети отодвигают ящики, а через несколько минут дверь распахнулась. На пороге стояли два рыжеволосых мальчугана и Жерека, виляющая хвостом от радости.
— Кто это вас запер, пан актёр? – спросил старший мальчик.
— Один нехороший человек, — ответил Йозеф Скупа, складывая кукол в сундук. – Спасибо вам ребята, вы спасли меня и мой театр!
— А ваша собака очень похоже на куклу, которая выступала на сцене, — улыбнулся младший мальчик.
— Какой ты наблюдательный! – рассмеялся Йозеф. – Я специально сделал куклу похожей на мою собачку. Ну а теперь мне надо торопиться, меня ждут дети в другом городе.
Мальчики помогли кукольнику водрузить сундук на тележку, он помахал им шляпой и поспешил по дорожке, которая вела к городским воротам. Мальчики же побежали домой, их ждал там сытный обед.
Когда Йозеф Скупа насвистывая вышел из города, пошёл снег. Теперь кукольник был ему очень рад. Снег заметёт его следы, и злой Карабас Барабас никогда не догадается, в какую сторону они отправились. А в том, что это был Карабас, Йозеф не сомневался. Он сразу узнал его.
Кукольник шёл по тропинке среди лесистых холмов, сжимая в руке свой волшебный ключик, и улыбался. Добрый кукольник был очень доволен – злодей в очередной раз остался с носом.
Мария Шкурина
Маша, талант либо есть, либо нет! В твоей ситуации он есть всегда и во всех сказках! Браво!
Наташа, спасибо! Не знаю я, как сделать краснеющий смайлик.
Машенька, полностью наташу поддерживаю, Талант в каждой строчке! Я обожаю твои сказки! Они чудесны!
Маша, спасибо! Мне самой очень сказка понравилась. Но откликов маловато. Может от меня читатели ждут сказок другого плана. Эта-то не совсем в обычном формате. Но писать её было одно удовольствие! 🙂
Маш, а мне наоборот нравится, что сказки все разноплановые, ведь дети растут и сказки растут и изменяются вместе с ним, а твои сказки прекрасны все без исключения. ведь каждая индивидуальна и уникальна
Маша, да и мне самой не интересно писать одинаковые сказки. Я ведь хочу не штамповать сказки, а получать удовольствие от сказочного процесса.
И мне тоже сказка очень понравилась — продолжение «Золотого ключика». Очень интересно. Спасибо, Мария)
Ой, совсем не хотелось, чтобы получилось продолжение. Но, наверно, если уж взяла героем Карабаса, то другой ассоциации быть не может. 🙂 Рада, что понравилось. Спасибо!
А мне совсем не хотелось Вас расстроить…пусть будет не продолжение, а «Из серии»)))
Надежда, не переживайте! Всё хорошо. 🙂 Ага, получилось «из серии про кукольный театр», а уж без Карабаса, как отрицательного героя, никак не обойтись. 🙂
ОГО! Никогда бы не узнала про эти игрушки. Видела у Маши обзор, но никак не доходили руки познакомиться с ними ближе.
Спасибо за сказку! С большим удовольствием прочитала!!!
Вот и для меня это оказалось приятным знакомством. 🙂
Не(а) круглой, вымощенной камнем площади были установлены лотки, полные сувениров и сладостей, возведена сцена.
Спасибо.